Для того чтобы люди стали пользоваться не только ОСАГО, но и другими страховыми услугами, нужно сделать их доступными. Положительную роль здесь могут сыграть центры финансовых услуг. Альянс "Альфа-Банк"-"АльфаСтрахование"-"Альфа-Капитал" способен стать крупным игроком на этом рынке - почти в любом отделении банка можно купить страховые продукты "АльфаСтрахования".
Итоги,
5 августа 2003 г.
Финансовый супермаркет 2234 просмотра
Банковские, страховые и инвестиционные услуги, сконцентрированные в едином офисе, - это палочка-выручалочка для сверхзанятых людей
В центре финансовых услуг за один день можно застраховать машину, с выгодой вложить деньги и получить новую банковскую карту.
Иван РЫБИН Заплатить за квартиру и телефон, застраховать машину, завести новую банковскую карту и выгодно инвестировать сбережения - согласитесь, успеть все это за один день непросто. Особенно если офисы, в которые необходимо заехать, находятся на разных концах города, а у вас запланировано несколько деловых встреч и мероприятий. Вот бы все это объединить под одной крышей, мечтаете вы. Чтобы заехать в один офис и там выбрать сразу и банковские услуги, и инвестиционные, и страховые. Как в супермаркете...
Называется такой супермаркет центром финансовых услуг (ЦФУ). Изобрели этот вид бизнеса еще лет двадцать назад. В 80-х годах ХХ века множество подобных центров открылось по обе стороны Атлантики, и, кстати, специалисты до сих пор спорят, кому принадлежит пальма первенства.
За два с лишним десятилетия ЦФУ во всем мире прошли несколько стадий развития, в результате чего некоторые функции отпали, а некоторые, наоборот, были благоприобретены. Например, такая услуга, как страхование, там не прижилась: на Западе уже много десятилетий успешно функционирует система продажи полисов через агентов и компаниям гораздо выгоднее держать людей "в поле", нежели платить за дополнительное офисное место. В ходе общей интеграции банков, крупных инвестиционных компаний и фондов роль главенствующего офиса взяли на себя кредитные организации, поэтому за границей именно филиалы и отделения крупных банков по сути и стали теми самыми финансовыми центрами. Отдельно стоящие ЦФУ плавно "перетекли" в банковские помещения: так гораздо рациональнее из соображения затрат, ведь аренда офисных помещений - удовольствие не из дешевых.
В России ситуация иная, и прежде всего со страхованием. По сути этот рынок только формируется. Мощным толчком к развитию страхового бизнеса стало введение обязательного страхования гражданской ответственности для автовладельцев. До 1 января 2004 года более двадцати миллионов россиян купят полисы, таким образом, страхование войдет практически в каждую семью. Но для того чтобы люди стали пользоваться не только обязательной "автогражданкой", но и другими страховыми услугами, нужно сделать их доступными, и положительную роль здесь могут сыграть те же ЦФУ.
То же самое и с паевыми инвестиционными фондами - у этого вида инвестиционного бизнеса хорошие перспективы. По оценкам специалистов, к 2007 году около 10 процентов сбережений россиян будет размещено в ПИФах - доходность по банковским депозитам стремительно падает, а инвестирование в фонды дает гораздо лучший результат. Но опять-таки нужно донести все это до народа, то есть дать людям возможность свободно покупать и продавать паи в удобных для них местах.
Сейчас в стране насчитывается всего шесть ЦФУ. Причем все они расположены в столице и принадлежат одному альянсу - "Автобанк"-"НИКойл"-"НИКойл-Страхование". А полный комплекс услуг вообще оказывает лишь один из них - ЦФУ "Фрунзенский". Но уже к августу планируется сделать все шесть универсальными. В планах за три года создать по России 100 ЦФУ, в том числе в столице - 10-15. "Мы будем организовывать их на базе областных филиалов - там будет весь комплекс услуг, включая страховые, депозитарные, ПИФы и, разумеется, банковские. Каждый такой центр в среднем будет "вести" 3-4 тысячи клиентов, - говорит заместитель председателя "Автобанка" Юрий Воронин. - В ЦФУ пойдет высшая прослойка среднего класса - люди, которые умеют считать деньги и ценят свое время. Но это не VIP - для тех существует специальное индивидуальное обслуживание, а это совершенно отдельное направление деятельности финансового института".
По пути развития финансовых центров готовы пойти и другие российские финорганизации. Например, альянс "Альфа-Банк"-"АльфаСтрахование"-"Альфа-Капитал" способен стать крупным игроком на этом рынке. Руководитель пресс-службы "Альфа-Банка" Вадим Юрко рассказал "Итогам": "Специальных отдельно стоящих помещений для такого комплексного разностороннего обслуживания клиентов у нас пока не планируется - каждый наш филиал и каждое отделение станет этим центром. В нашем банке разработана и утверждена стратегия так называемого финансового супермаркета - страховые, банковские и инвестиционные услуги под одной крышей. Уже сегодня практически в любом отделении "Альфа-Банка" можно купить страховые продукты "АльфаСтрахования" и инвестиционные "Альфа-Капитала". В дальнейшем это будет распространено и на нашу новую сеть "Альфа-Банк Экспресс": там появятся все три перечисленных мною вида услуг, а в перспективе еще доверительное управление и пенсионные продукты".
За комплексным подходом к обслуживанию клиентов будущее - это понимают все. Или почти все. Во всяком случае многие структуры, в которых одновременно занимаются банковской, страховой и инвестиционной деятельностью, начали задумываться об интеграции клиентских потоков. Но в каком виде это осуществится, какая форма получит наибольшее распространение, пока что не совсем понятно. Так, в "Банке Москвы" создавать специальные ЦФУ не намерены, а паи ПИФов и полисы дружественной Московской страховой компании будут просто продаваться в филиалах и отделениях этой кредитной организации.
В другой крупной российской структуре - "Интерросе" - тоже идет разработка единой концепции обслуживания клиентов. Но принципы этого дела более или менее едины, и они продиктованы экономической целесообразностью. "На нынешнем этапе развития российской финансовой системы набор особо востребованных услуг для населения достаточно ограничен - в основном людей интересуют депозиты. В этой связи, когда человек видит крупную структуру, включающую и страховую компанию, и ПИФ, и банк, у него возникает больше доверия к этому бизнесу, соответственно и вероятность того, что он принесет деньги именно туда, увеличивается. Это и есть основной смысл финансовых центров: аккумуляция средств населения и последующее размещение их в реальном секторе экономики. А на Западе таких проблем у банков нет, средств у них хватает и задача в другом - правильно ими распорядиться. Поэтому и ЦФУ там сегодня по сути дела не нужны", - пояснил заместитель генерального директора Московской межбанковской валютной биржи Валерий Петров.
Интересно, что в деле обустройства финансовых центров Россию обогнал наш южный сосед по СНГ - Украина. Там национальные банки открыли значительно больше ЦФУ, чем на данный момент имеется в нашей стране. Недавно в Одессе появился объект под названием "Финансовый супермаркет", причем это уже не первый такой центр в крупном черноморском городе. В одесском "супермаркете" клиенту предлагается сразу несколько десятков различных финансовых продуктов: банк, который создал данный центр, имеет 27 лицензий Национального банка Украины из 30 возможных. Подобный центр открыт в Николаеве, и таких примеров на Украине немало...
Кстати, о наборе финансовых продуктов. Страхование и ПИФы в комментариях особо не нуждаются. Набор услуг здесь стандартный, причем он практически идентичен в любой стране мира с более или менее развитой финансовой системой. Страхование недвижимого имущества, жизни, автотранспорта и так далее - все это в России есть. Интервальные и открытые ПИФы - тоже. Отличия от Запада по технологиям пока что имеются, но они быстро нивелируются и вскоре должны совсем исчезнуть. А вот с кредитованием - одним из основных банковских продуктов - у нас пока непросто. Имеется в виду кредитование физических лиц - в отличие от ссуд предприятиям развитие этого дела идет в России нелегко. Хотя потребность в данной услуге есть, особенно в том, что касается ипотечного и потребительского кредитования. И здесь центры финансовых услуг тоже могут стать проводником данного вида бизнеса - многие российские финансовые организации собираются включить ипотеку и потребительское кредитование в общий "пакет" для своих клиентов. О том, как это будет сделано и какие еще структуры придется подключать к данному процессу, пока говорить рано (особенно по ипотечному кредитованию) - в банках идет разработка концепций и технологий. Но в том же "Автобанке" уверяют, что до конца года все будет готово и посетители их ЦФУ получат возможность пользоваться еще и кредитными ресурсами.
Однако центры финансовых услуг будут выгодны для клиента при одном условии - если система станет эффективно работать. Между тем состыковать и полностью синхронизировать бухгалтерии, бэк-офисы и иные структурные подразделения нескольких организаций, являющихся самостоятельными субъектами хозяйствования, весьма сложно. Создать общие базы данных, согласовать их с уже существующими - задача нелегкая. И именно эта проблема достаточно серьезно тормозит развитие ЦФУ. Не всем российским финансовым организациям под силу данная работа, а специализированные софтверные компании соответствующее программное обеспечение пока что не производят. Так что здесь банкам и финансовым компаниям приходится действовать в одиночку. Правда, как уверяют программисты, ждать осталось теперь уже совсем недолго.
Вся пресса за 5 августа 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
11 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
PERILS оценивает убытки отрасли в размере 1,89 млрд евро из-за наводнений в Центральной Европе в сентябре
|
|
ТАСС, 11 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил к II чтению проект бюджета Федерального ФОМС
|
|
Финмаркет, 11 ноября 2024 г.
ЦБ рекомендовал страховщикам и банкам учитывать риски ЧС в трех приграничных областях
|
|
vesti.kg, Бишкек, 11 ноября 2024 г.
За отсутствие страховки работников на опасном производстве будут штрафовать
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 11 ноября 2024 г.
Портал «Госуслуги» напомнит об окончании действия полиса ОСАГО. Что об этом думает страховой брокер
|
|
CNews.ru, 11 ноября 2024 г.
«Узбекинвест» в партнерстве с GlowByte разработал корпоративное хранилище данных с единой системой отчетности
|
|
Чеченская Республика сегодня, ИА (Чечня Сегодня), 11 ноября 2024 г.
Банк России: Жители Чечни стали чаще жаловаться на банки и реже – на страховые компании
|
|
Коммерсантъ-Екатеринбург, 11 ноября 2024 г.
Шестерых уральцев будут судить за мошенничество со страховкой на 4,4 млн рублей
|
|
Total.kz (Тотал Казахстан, ИА), Алматы, 11 ноября 2024 г.
В Минздраве исключили оформление лекарств на граждан, переехавших за границу
|
|
МК-Урал, Екатеринбург, 11 ноября 2024 г.
Шестерых свердловчан обвиняют в мошенничестве в сфере автострахования
|
|
Report.Az, Баку, 11 ноября 2024 г.
АБР увеличивает климатическое финансирование после предоставления США и Японией суверенных гарантий
|
|
ТурДом, 11 ноября 2024 г.
«Победе» запретили ставить автоматические галочки при продаже билетов онлайн
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
Страховщики предлагают меры по устранению пробелов в киберзащите для политиков ЕС
|
|
МК в Астрахани, 11 ноября 2024 г.
Роспотребнадзор по Астраханской области подал в суд на авиакомпанию «Победа»
|
10 ноября 2024 г.
|
|
НГС, Барнаул, 10 ноября 2024 г.
Сибирячка потребовала с больницы 10 миллионов рублей за неправильный диагноз
|
|
РБК (RBC.ru), 10 ноября 2024 г.
HFLabs завершил пилотный проект новой aCRM-системы
|
|
Конкурент, Владивосток, 10 ноября 2024 г.
Всем, у кого есть ОСАГО, готовят новые изменения – подробности
|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|